iTech Bridge

Welcome Guest ( Log In | Register )

 
Reply to this topicStart new topic
> Open Social: новый этап революции социальных платформ, Послесловие к презентации двух проектов
amilner
post Dec 17 2007, 04:49 PM
Post #1


iTech Bridge's Editor
***

Group: Admin
Posts: 468
Joined: 23-May 06
Member No.: 94



В ноябре прошли две презентации, существенно повлиявшие на жизнь нашей компании iTech Bridge. Это презентация разработанной Google’ом платформы для социальных сетей Open Social и презентация концепции Фабрики ресурсов нового социального Интернета, сделанная нашей компанией. Конечно, масштабы и значение для профессиональной (и не только профессиональной) общественности этих двух событий даже не подлежат сравнению. Однако для выбора дальнейшего пути развития такой маленькой компании, как наша, они оказались вполне сопоставимыми.

Open Social – это открытая платформа, на основе которой могут создаваться различные социальные ресурсы, или приложения (apps), подключаемые к базовым социальным сетям (контейнерам/containers), положивших Open Social в основу своего программистского интерфейса (API).

Не знаю, все ли обратили на это внимание, но с появлением Open Social окончательно зафиксировалось начало новой эры социального веба. Это, безусловно, ещё не так ожидаемый всеми теоретиками, но никому не известный Веб 3.0. Но, с моей точки зрения, это как раз то, что ещё долго и очень положительно будет влиять на развитие социального веба. Опять практики оказались впереди теоретиков.

Этой своей заметкой я открываю новый цикл, в котором хочу окончательно разобраться сам и, может быть, показать другим специалистам, куда направляется социальный Интернет. И как это всё, с моей точки зрения, повлияет на новые веб- стартапы, на веб- разработчиков, маркетологов и, конечно, на пользователей.
Сезон социальных платформ

Именно, такими словами можно охарактеризовать события периода весны- осени этого года. Краткая хроника основных из них:

24 мая 2007г. Facebook (на тот момент 30 млн. пользователей) объявляет об успешном завершении первого этапа бета - тестирования специализированной открытой платформы для построения разнообразных приложений к своему ресурсу. Представленная разработка оказалась настолько мощным ходом, что сейчас всё больше аналитиков склоняется к тому, чтобы признать открытую платформу Facebook веб - хитом уходящего года. Революция началась.

2 июня 2007г. Mark Zuckerberg, основатель FaceBook, заявляет о дополнительных шагах в развитии своей платформы. Среди них возможность работы приложений с собственной системой регистрации, т.е., вне общего login - пространства FaceBook. В ожидании конкурентов.

19 октября 2007г.
На Web 2.0 Summit объявлено, что MySpace(100 млн. пользователей) пошёл по стопам основного конкурента и открывает для разработчиков свою платформу. Революция продолжается.

1 ноября 2007г. Google представляет свой Open Social. В отличие от платформ FaceBook и MySpace, открытость этой платформа можно возвести в квадрат: она открыта и для разработчиков и для социальных ресурсов. Так, например, в бета- тестировании Open Social приняли участие LinkedIn, Ning, Orkit, Salesforce, Oracle, Friendster и ещё несколько компаний, которые положили эту платформу в основу своих открытых API. Все эти компании представили на презентации соответствующие приложения к своим социальным ресурсам. Как сказал поэт, «у революции есть начала, у революции нет конца».

3 декабря 2007г. LinkedIn (17 млн. пользователей) объявляет о начале тестирования расширения Open Social, ориентированном только на свой ресурс. Новая специализированная платформа получила название Intelligent Applications (почти наш интеллигентный социальный ресурс, правда? smile.gif Подождём, однако). Аналогичным путём собираются идти Friendster и Bebo. Ещё раз подтверждается известное правило –дружить «против» проще, чем дружить «за».

10 декабря 2007г.
В условиях усилившейся конкуренции на рынке открытых социальных платформ их родоначальник FaceBook (уже около 50 млн. пользователей) делает вынужденное обещание «приоткрыть» свою «закрытую» для других социальных сетей открытую платформу. Принимая во внимание их альянса с Microsoft, о направлениях такой «приоткрытости» можно только делать некоторые предположения. На этот момент, создано около 10 тыс. самых разнообразных приложений FaceBook. Некоторые из них или уже проданы, или ведутся соответствующие переговоры. Революцию поддержали массы.

Возвращаясь назад (23 ноябрь 2007г.). Совсем локальное событие – презентация концепции Фабрики ресурсов нового социального Интернета. Я получил много отзывов на этот проект (в основном, через личную переписку). При этом, если актуальность первой составляющей нашей концепции, интеллигентный деловой веб, мало у кого вызвала сомнения, то этого не скажешь о второй составляющей – платформа для этого веба. Некоторые, вообще, охарактеризовали её, как «сомнительную». Так уж получилась, что разработка нашей концепции протекала параллельно с созданием Open Social. Если ситуацию с платформой FaceBook я как-то отслеживал, то, чем окажется на практике Open Social, я тогда ещё не представлял. И тем более я не ожидал, что так быстро к новой платформе присоединятся LinkedIn и Ning. Могу показаться не совсем скромным, но сейчас готов смело заявить, что окажись наша концепция в руках Google или Microsoft, можно было бы ожидать следующий этап революции платформ. Но, увы...и поэтому придётся подстраиваться под существующие реалии. Как? Об этом в одной из следующих заметок. Ну, а пока... рунетовская микро-революция переноситсяsmile.gif

Кстати, а чем, вообще, ответит Рунет на революцию платформ? Ведь функциональными клонами здесь не обойтись. Ситуация в чём-то напоминает мне ту, что складывалась в 60-х в советской вычислительной технике Правда, в нашем случае воровать ничего не надо – платформы то открытые!

Вот такой получился насыщенный сезон открытых социальных платформ. А мы, в ожидании дальнейшего лавинообразного развития событий, разберемся сначала с двумя, я считаю, веховыми платформами: FaceBook и Open Social.
Открытая социальная платформа FaceBook

Я предлагаю называть открытость этой платформы открытостью первой степени: открыта для разработчиков, но закрыта (во всяком случае, пока) для других социальных ресурсов. При этом, как и для любой другой открытой платформы, открытость определяется в терминах Open Source, включая, в нашем случае, и бесплатный доступ к коду. Вообще говоря, социальные платформы и, в частности, открытые появились задолго до пионерской платформы FaceBook, о которой идёт речь. Однако до этого «открытость» ни как не была привязана к конкретному базовому социальному ресурсу (как в FaceBook) или множеству таких ресурсов, имеющих стандартизированный программистский интерфейс (как в Open Social). Однако об этом я хочу поговорить в отдельной заметке. Пока же будем говорить об открытости в терминах названных веб-продуктов.


В самом общем виде, можно сказать, что FaceBook (FB) – платформа есть ничто иное, как набор элементов программного интерфейса (API), предоставляемых разработчикам для построения их собственных социальных ресурсов (приложений/apps), встроенных в FB, и имеющих доступ к информации, хранящейся в базе данных FB, как и ко всем его основным сервисам. Другими словами, платформа даёт возможность сторонним разработчикам вводить новые сервисы, функции и информацию в FB – среду.

Сами разработчики FB, естественно, могут (и уже делают это) сами разрабатывать расширять возможности базового ресурса своими собственными приложениями. Кстати, одним из таких приложений и является Developers. Зарегистрировавшись в FB и подписавшись на это приложение, любой, вообще говоря, пользователь может создавать социальные веб- приложения, начиная от самых простых и до довольно сложных и, практически, автономных сайтов.

Приложения, созданные пользователями хранятся на их собственном сервере, откуда и «общаются» с базовым ресурсом. После их создания пользовательские приложения регистрируются в базовом ресурсе и становятся доступными конечным пользователям FB.

Забегая вперёд, скажу, что в некотором плане и, конечно, в самом упрощённом виде такая концепция встроенных пользовательских приложений, является развитием более ранней концепции персонификации пользовательских страниц, хорошо известной в Веб 2.0. Сюда относятся домашние страницы и профайлы в том же MySpace, и внешнее представление блогов в Живом Журнале. Однако, как я сказал, это уже тема одной из следующих моих заметок.

В отличие от выше упомянутых предшественников, FB обеспечивает разработчиков полный набором средств API. Сюда относятся протоколы связи удалённых приложений с базовым ресурсом, язык доступа к базе данных (database query language), напоминающий SQL, и язык разметок страниц (text markup language), аналогичный HTML. Само «общение» приложений с базовым FB осуществляется с помощью интерфейсных скриптов открытой платформы. Эти скрипты написаны PHP и на JavaScript- подобном языке FBJS.

Что, может быть, самое важное в концепции FB, так это принцип вирусного сетевого продвижения (viral promotion/distribution engine) нового приложения. Как только ваш друг начал пользоваться им, вы узнаёте об этом. Таким образом, удачные приложения получают миллионы пользователей в течение нескольких недель.

Далее, очень важным моментом является принцип экономической свободы (economic freedom). Сторонние приложения имеют право «крутить» рекламу и проводить другие коммерческие операции по своему собственному усмотрению. Весь доход при этом остаётся в руках владельцев приложений.

Всё это не вступает в противоречие с интересами базового ресурса. Приложение занимает на его страницах место, напоминающее место холста в рамке картины. Холст (canvas) – это само приложение, ну, а рамка – это базовый ресурс со своим «стандартным» управлением и «коммерческим» пространством.

Несколько слов по технике вопроса. Back- end программистам предоставляется набор PHP- скриптов (связь приложений с сервисами FB) и язык доступа к базе данных (database query language), который называется FQL. Всем знакомым с SQL и/или принципами организации реляционных баз данных, овладеть новым языком не составит большого труда. Используя этот язык, они могут работать как с внутренней базой данных FB, так и с собственной выносной базой данных своего приложения.

Тоже самое относится к front-end разработчикам, которые будут работать с языком разметок страниц (text markup language). Этот язык, который очень похож на HTML, здесь называется FBML. В FB – платформе FBML сопрягается с JavaScript- подобным языком FBJS. Именно, на FBJS разработана библиотека, так называемых псевдо-AJAX элементов. (monk AJAX).
Открытая социальная платформа Open Social

Я предлагаю называть открытость этой платформы открытостью второй степени. Напомню, что Open Social, в отличие от FB- платформы, открыта не только для разработчиков, но и для других социальных ресурсов.

В самом общем виде, можно сказать, Open Social (OS) – это набор элементов API, которые поддерживают деятельность двух групп разработчиков:
• разработчиков базовых социальных ресурсов, таких как LinkedIn, например. Эти ресурсы здесь называют контейнерами(container);
• разработчиков социальных ресурсов – приставок, или приложений (apps) к этим контейнерам.

С другой стороны, OS можно рассматривать как относительно простой стандарт программистского интерфейса, позволяющего строить сети социальных сетей. Стандарт, который к тому же поддерживается открытыми библиотеками для разработчиков соответствующих ресурсов.

В чём заключается основная разница между OS и FB- платформой? Во- первых, в терминах OS, FB является единственным возможным контейнером для FB- платформы. Для OS любой существующий или будущий автономный социальный ресурс может стать контейнером. Для этого достаточно, чтобы разработчики этого ресурса включили в свой состав все средства программного интерфейса OS. Другими словами, их собственная открытая платформа должна быть совместимой с OS.

При этом обратное не обязательно: путём специального расширения OS любой ресурс-контейнер может создать собственную платформу первой степени открытости. Именно, это сейчас происходит с уже упомянутым Intelligent Applications от LinkedIn. Кстати, отличием платформы Intelligent Applications от аналогичной по функциям FB – платформы является то, что включение каждого нового приложения требует специального разрешения от LinkedIn.

Второе различие между платформами OS и FB заключается в том, что в OS оба языка для front-end разработчиков являются «стандартными». Это HTML и JavaScript. Напомню, что в FB для этих целей используется собственный язык разметки FBML c встроенным скрипт –языком BMJS.. При всей близости последних к HTML и JavaScript– это всё-таки другие языки. И самое плохое здесь то, что при этом, естественно, нельзя пользоваться общепринятым инструментарием. Безусловно, это минус FB по сравнению с OS.

И, наконец, третье отличие, которое можно рассматривать как некоторый неизбежный минус «универсальности» уже самой OS- платформы. Она не содержит никаких специальных средств для back-end программистов, обеспечивающих доступ к базе данных контейнера и его сервисам. Напомню, что FB – платформа предоставляет для этого FBJS – библиотеку, сопрягаемую с SQL- подобным языком FQL. Таким образом, OS предлагает сторонним разработчикам общаться с контейнером только на клиентской стороне.

Говоря о последней особенности, я думаю, что, кроме явно конъюнктурных причин, появление OS- ориентированных специализированных платформ типа Intelligent Applications от LinkedIn обуславливается и желанием их разработчиков предоставить сторонним программистам дополнительные элементы интерфейса на серверной стороне. Мне кажется, без этого «сети социальных сетей» с единым информационного пространством, о которых говорят создатели и приверженцы OS, не создать. Попытаюсь в одной из следующих своих заметок поговорить об этом подробнее. Буду благодарен за любую читательскую помощь.

Однако, в любом случае, главным достоинством OS по сравнению с FB - платформой является распространение эффекта вирусного сетевого продвижения нового приложения уже на сотни миллионов потенциальных пользователей всей суммы социальных ресурсов- контейнеров, «подключённых» к OS. А это уже, как минимум, на порядок более «мощная» аудитория, чем у FB.

В последующих заметках этого цикла я планирую (по мере появления материалов ссылки будут «оживать»):

• проследить эволюцию, так называемых, движков и платформ социального Интернета;
• дать обзор всех вариантов построения социальных сетей, существующие на сегодняшний день;
сравнить более подробно функциональные возможности открытых социальных платформ, в том числе в части единого информационного пространства;
• обсудить влияние открытых социальных платформ на маркетинговую и рекламно-коммерческой деятельность в Интернете;
• проиллюстрировать на примерах, как всё это работает, и где здесь могут лежать дополнительные деньги;
• рассказать, что общего между концепциями SaaS и открытых социальных платформ;
показать, как в новую эру социального Интернета изменяется суть веб-стартапов;
уточить с учётом только появившихся платформ нашу концепцию и бизнес-модель проекта нового социального Интернета.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
profche_
post Dec 18 2007, 04:31 PM
Post #2


Newbie
*

Group: United Professionals
Posts: 6
Joined: 14-November 07
Member No.: 10,221



Отличная инициатива!
Было бы интересно ещё добавить "каталог" наиболее забавных приложений уже разработанных на этих платформах и предложений, что ещё можно было бы сделать. Разобрать достоинства и недостатки первых, дизайнировать вторые, а там, глядишь, и заработает что.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
amilner
post Dec 18 2007, 04:36 PM
Post #3


iTech Bridge's Editor
***

Group: Admin
Posts: 468
Joined: 23-May 06
Member No.: 94



QUOTE(profche_ @ Dec 18 2007, 04:31 PM) *

Отличная инициатива!
Было бы интересно ещё добавить "каталог" наиболее забавных приложений уже разработанных на этих платформах и предложений, что ещё можно было бы сделать. Разобрать достоинства и недостатки первых, дизайнировать вторые, а там, глядишь, и заработает что.


Спасибо за отзыв! А идея с каталогом хорошая, но мне её одному не поднять. Вот бы и написали об этом в комментарии к заметке в Хабре. Может кто и откликнется. Всё равно всё, к сожалению, обсуждается там, а не здесь...
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post
profche_
post Dec 18 2007, 06:05 PM
Post #4


Newbie
*

Group: United Professionals
Posts: 6
Joined: 14-November 07
Member No.: 10,221



Okay, напишу и там.
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Reply to this topicStart new topic
1 User(s) are reading this topic (1 Guests and 0 Anonymous Users)
0 Members:

 



Lo-Fi Version Time is now: 18th January 2018 - 03:23 PM