iTech Bridge

Welcome Guest ( Log In | Register )

 
Reply to this topicStart new topic
> Социальные сети на работе: В одной упряжке и конь, и трепетная лань...
amilner
post Nov 3 2009, 04:12 PM
Post #1


iTech Bridge's Editor
***

Group: Admin
Posts: 468
Joined: 23-May 06
Member No.: 94



Большинство пользователей Профессионалов.ру и многих других социально-сетевых ресурсов , так или иначе, приходят на эти ресурсы, руководствуясь своими деловыми интересами. Ведь согласно недавно опубликованному опросу 79% ИТ-профессионалов используют общедоступные социально сетевые ресурсы, начиная с LinkedIn и заканчивая Twitter, для решения сугубо профессиональных проблем. Думаю, что большинство специалистов из других областей делают это по той же причине. Хотя, может быть, даже сами себе в этом не признаются. Тем более не очень афишируем мы свои деловые пристрастия перед другими пользователями.

Если при этом вы свободный художник (фриленсер), частный предприниматель, владелец небольшой компании, то грань между личным и деловым использованием социально-сетевых ресурсов для вас, практически, отсутствует.

А что если в основной своей рабочей жизни вы являетесь сотрудником некоторой компании? Накладываете ли вы в этом случае какие-либо ограничения на свою деятельность в социальных сетях? Или накладывает ли ваша компания эти ограничения? В особенности, если это не малое предприятие, и вы к тому же ещё иногда ухитряетесь погружаться в виртуальное пространство на своём рабочем месте? Думаю, мало кто из нас пока над этими вопросами по-настоящему даже задумывался.

А пора было бы и задуматься! Ведь всё идёт к тому, что социальные сети на работе и для работы (по возможности не буду использовать столь отпугивающих многих термин Enterprise 2.0) всё очевиднее превращаются в одно из магистральных направлений развития Интернета и не только его.

Если об этом не задумываетесь вы, то открою небольшой секрет, о вашем пребывании в виртуальном пространстве всё больше задумываются ваши руководители. Споры о том «пущать или не пущать» своих сотрудников в общедоступный социальный Интернет ещё продолжаются (с внутрикорпоративным Интранетом уже всё решено – не только «пущать», но и при необходимости даже «загонять»). Однако всё большее число компаний начинает формулировать свою политику в области использования общедоступных социально-сетевых ресурсах.

Ниже приводятся некоторые рекомендации по созданию соответствующего регламента, адресованные руководителям тех компаний, которые всё-таки больше склоняются к «пущать». Касаются они, прежде всего, политики компаний в части использования внешних сетей на рабочем месте. Однако многие сформулированные здесь подходы уже начинают распространяться и на то, что может, а чего не должен делать сотрудник компании, если он использует социально-сетевые ресурсы в свободное от работы время.

В основу приведённых рекомендаций положена статья «10 вещей, которые необходимо учитывать в вашей социально-сетевой политике (10 things you should cover in your social networking policy)» . Некоторые положения этой достаточно вольно переведённой мной статьи я дополнил своими соображениями и пояснениями. Что касается особенностей регламента внутреннего использования собственных социальных сетей, об этом я хочу рассказать как-нибудь в другой раз.

1. Чёткая философия

До того, как вы (напоминаю, рекомендации адресованы владельцам и топ- менеджменту компаний) начнёте разрабатывать регламент, вам надо чётко определить свою позицию по отношению к социальным сетям. Рассматриваете ли вы деятельность ваших сотрудников в социальных сетях как чисто личное дело, которое нужно запретить точно так же, как личные разговоры по служебному телефону или визиты родственников, ограничив такую деятельность, скажем, только обеденным перерывом? Или всё-таки ваша компания заинтересована в том, чтобы сотрудники использовали социальные сети для работы, и готовы отвести на это часть их рабочего времени?

Далее, если речь идёт всё-таки о правах сугубо «производственного» использования «социалки», то распространяются ли эти права на всех сотрудников или только на сотрудников определённых отделов? Каких? PR, маркетинг, отдел кадров? Касается ли это всех должностей или только некоторых? Как и какие ограничения налагаются на использование сотрудниками сетей в личных целях? Ведь сегодня всё чаще появляются сведения, что даже такое сугубо «персональное» использования сетей в рабочее время увеличивает производительность труда. А какие ограничения вы хотите наложить на своих сотрудников в части использования «социалок» в их свободное время?

При этом вы должны учитывать, что некоторые сайты, такие, например, как MySpace первоначально были ориентированы только на персональное общение. Другие, как LinkedIn, были рассчитаны на деловое использование. Однако есть сайты, такие, например, как Facebook и Twitter, которые на практике начали переходить разделительную линию между личным и бизнесом.

Вы, конечно, можете составить перечень сайтов, разрешённых к использованию, но сделать это будет вам не просто. Дело в том, что появляются всё новые и новые ресурсы, да и старые меняют свою ориентацию. Куда поместить тот же Facebook, который исходно был создан как место общения студентов, но со временем начал менять свои демографию. А последние исследования, вообще, показали, что уже в прошлом году возрастная группа «35 и выше» пользователей Facebook превысила молодёжную группу «ниже 35».

2. Определение социально-сетевого сервиса

На первый взгляд это может показаться очевидным, но, тем не менее, крайне важно, чтобы ваш регламент исходил из чёткого понимания и включал в себя определение, что такое социально-сетевой ресурс и сервис, что такое социальные коммуникации и социальное медиа. Далеко не все это понимают одинаково. Каждый знает, что Facebook – это социально-сетевой (social networking) ресурс, но что такое Flickr (сайт для обмена фотографиями/photo-sharing), Indaba (сайт для сотрудничества/collaboration музыкантов) или LiveJournal (сайт для ведения блогов)?

Есть веб-форумы, которые многие компании ведут для своих клиентов, где они могут задавать различные вопросы, получая компетентные ответы на них. Относите ли вы такие форумы к социально-сетевым ресурсам? А если эти форумные сайты не принадлежат компании? Могут ли тогда сотрудники пользоваться ими, какие именно сотрудники? (однако, это уже возврат к предыдущему пункту о чёткой философии).

Это же можно сказать и про, так называемые, корпоративные блоги. Кстати, такие блоги, по сути дела, являются пока единственным проявлением Enterprise 2.0 в СНГ, и, как показали исследования, большинство компаний здесь разрешают писать в корпоративные блоги только сотрудникам определённой категории. В тоже время на Западе сейчас такое отношение к корпоративным блогам считают устаревшим.

А что вы скажите про такие «старомодные» методы общения, как электронная почта(e-mail) или новостные группы (newsgroup)? А куда вы отнесёте Digg – сайт «социальных новостей(social news site)», которые позволяет пользователям обмениваться ссылками на контент?

Опять таки вы можете, не вдаваясь в терминологию, просто составить перечень сайтов, разрешённых к использованию в вашей компании, но в этом случае, как уже было сказано, вы становитесь заложником быстроменяющихся технологий.

3. Идентификация сотрудника

Ваш регламент должен ясно указывать, как должен себя идентифицировать сотрудник, работающий в социальном ресурсе, когда он регистрируется в нём и когда заполняет свою виртуальную визитную карточку (профиль/profile). Может ли он указывать, где он работает, а тем более говорить о себе, как о представителе компании? Ведь большинство социальных сайтов предлагают пользователю указать место работы, должность, стаж и т.п. Таким образом, заполнив соответствующие поля, пользователь, так или иначе, превращается в представителя компании, и всё, что он или она напишет в своих выступлениях, в глазах многих будет отражать мнение компании, и может повлиять на её имидж.

За исключением случаев, когда сотрудник использует сайт в силу своих должностных обязанностей, большинство компаний просто запрещают ему (ей) называть имя компании в своих выступлениях. Если же это, например, сотрудник отдела маркетинга или отдела кадров, то регламент должен требовать от него сугубо профессиональных действий и чётко определять ответственность такого сотрудника за ненадлежащее представление интересов компании.

Если же вы разрешаете любому сотруднику указывать имя компании, то ваш регламент должен содержать требование, чтобы любое его (её) выступление содержало примечание (declaimer) о том, что оно отражает только личное мнение автора и никоем образом не связано с точкой зрения компании по затронутому вопросу.

4. Рекомендации

Некоторые социальные сайты разрешают пользователям давать рекомендации другим пользователям. Если при этом рекомендующий дал информации о своём месте работы, но непосредственно не уполномочен представлять интересы компании, иногда кажется, что такая рекомендация выдана от имени компании. При этом для компании могут возникнуть моральные и даже юридические проблемы, если какая-то другая компания наняла специалиста, поверив такой рекомендации. Поэтому регламенты многих компаний однозначно запрещают своим сотрудникам давать рекомендации (в особенности, опять-таки, если сотрудник указал в профиле или в рекомендации компанию, где он работает). В особенности, если такие рекомендации чисто виртуальные, т.е., в реальной жизни рекомендующий никогда не был связан с рекомендуемым – они даже не знакомы по существу.

5. Ссылки на клиентов, заказчиков или партнёров

Отношения вашей компании с клиентами, заказчиками и партнёрами – это ценность, которую вы лелеете, но которая может быть потеряна в результате непродуманной ссылки. Даже ссылка в позитивном контексте может быть использована конкурентами в нежелательных для вас целях. Ваш регламент должен ясно сказать сотрудникам, что любые ссылки подобного рода без разрешения компании категорически запрещены.

6. Права собственности и конфиденциальная информация

Несмотря на то, что ваша компания, конечно, имеет другие регламенты, оговаривающие права собственности, торговые секреты и конфиденциальность внутренней информации, регламент использования социальных сетей должен эти вопросы оговаривать отдельно. Такой регламент необходимо снабдить примерами, привязанными к деятельности компании. Ведь, так как общение в виртуальном мире происходит достаточно неформально, у сотрудников появляется соблазн «свободного трёпа», в особенности, в тех случаях, когда они думают, что находятся среди своих.

Социально-сетевые ресурсы различаются по уровню информационной безопасности, но любой общедоступный сайт, в целом, являются слабо защищённым местом и имеет много лазеек, через которые может произойти утечка информации. Поэтому ваш регламент должен однозначно запрещать затрагивать на любом общедоступном сайте темы, хотя бы как-то попадающие в разряд «Для служебного пользования». Это касается и прямой переписки (через общедоступный веб-ресурс) между двумя сотрудниками одной компании, даже если каждый из них авторизован для работы с обсуждаемой информацией. Желательно привести конкретный список тем и документов, на обсуждение которых накладывается безусловный запрет.

7. Условия обслуживания

Большинство социальных сайтов требуют, чтобы пользователи в процессе регистрации приняли предлагаемые ими Условия обслуживания (Terms of Services). Ваш регламент должен возлагать на сотрудников прямую ответственность за нарушение сформулированных там положений.

С другой стороны, нельзя толкать сотрудников на нарушение этих Условий в угоду регламента предприятия. Например, если сайт запрещает фиктивные имена и требует названия компании, вы не должны требовать, чтобы ваш сотрудник нарушал эти требования. Лучше при необходимости просто запретить сотрудникам использовать те сайты, условия регистрации на которых противоречат регламенту вашей компании.

8. Авторские права и другие юридические вопросы

Регламент должен возлагать на сотрудников, использующих социальные сайты, ответственность за любое нарушение авторских прав. Должен быть наказуем любой вид плагиата, независимо от того касается ли это авторских прав компании, других сотрудников или сторонних лиц.

Категорически должны быть запрещены любые виды клеветы и оскорблений. В регламент должно быть заложено что-то типа того, чего всех нас в детстве учили родители: «Если ты не можешь сказать ничего хорошего, лучше не говори совсем».

Нарушение всех этих правил не только может привести к уголовному преследованию сотрудника, но и может существенно повлиять на имидж компании. Не говоря уже о том, что в некоторых случаях и против компании, где работает сотрудник-нарушитель, может быть возбуждено дело.

9. Влияние на продуктивность


Социально-сетевые ресурсы могут быть как хорошим средством для установления и развития деловых взаимоотношений, так и местом, где просто бессмысленно теряется рабочее время. Легко установить правила использования таких ресурсов для личных нужд, но очень сложно для рабочих потребностей.

Сотрудник может даже сам не заметить как деловое применение «социалки» постепенно превращается в пустое время провождения. Вот почему так важно установить правило и приоритеты использования социального Интернета на работе. Всем должно быть понятно, что «социальная» активность ни в коем случае не должно вступать в конфликт с выполнение основных производственных обязанностей каждого сотрудника. К слову, всё сказанное в этом пункте остаётся верным и для корпоративных сетей, работающих внутри предприятия.

10. Дисциплинарные действия

Регламент должен включать в себя однозначно прописанную систему наказаний за его нарушения. Здесь должна прослеживаться чёткая связь с общей дисциплинарной политикой компании, включая вопросы увольнения и апелляции.

Как видите, действительно, не так уж просто «запрячь в одну телегу» производственных отношений « коня и трепетную лань» – деловые интересы компании и свободолюбивую натуру социального Интернета.


--------------------
iTechBridge-ProfySpace:

Общедоступный Веб 2.0 для работы: консультации, продвижение, информация, аналитика, другие услуги (рус., eng.)

Enterprise 2.0 в корпорациях и в облаках: консультации.

Проект уникального социально-сетевого решения ProfySpace для бизнесов и профессионалов ищет партнёров: разработка, маркетинг, инвестиции.

Мы в Twitter:

@profyspace
@profyspace_rus
User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Reply to this topicStart new topic
1 User(s) are reading this topic (1 Guests and 0 Anonymous Users)
0 Members:

 



Lo-Fi Version Time is now: 18th January 2018 - 03:19 PM