iTech Bridge

Welcome Guest ( Log In | Register )

 
Reply to this topicStart new topic
> Sharepoint глазами постоянного пользователя Веб 2.0, Факты и размышления об одном семействе продуктов Microsoft (3-а)
amilner
post Jan 13 2009, 04:46 PM
Post #1


iTech Bridge's Editor
***

Group: Admin
Posts: 468
Joined: 23-May 06
Member No.: 94



Думаю, что с бурной историей семейства SharePoint мы закончили. Хотя некоторые генетические признаки, связанные с этой историей, будут ещё давать о себе знать в этой и других заметках серии для начинающих, посвящённых SharePoint. В особенности эти генетические признаки затрагивают всё, что касается терминологии, в которой, попросту говоря, любой впервые сталкивающийся с продуктом может просто «ноги сломать».

В этом разделе, опять разбитом на две заметки, мы поговорим о том, как видит SharePoint продвинутый пользователь Веб 2.0, хорошо знакомый с самыми разнообразными социально-сетевыми ресурсами, и теперь приступивший с этой продуктом Microsoft. Сразу предупреждаю, что на первых порах такому пользователю будет очень тяжело, отсюда и моё желание, по возможности, помочь пользователю будет не легко. Сведения, с которыми вы встретись в этой заметке, вам не всегда удастся выудить из документации, а иногда их там просто и нет.

Не помогут и эксперименты – система очень большая и сложная. Сложная в том смысле, что совмещает в себе огромное количество самых разнообразных функций и сервисов, добраться до всех нюансов которых у вас вряд ли сразу получится. Тем более, если сами эксперименты вы захотите проводить на подмножестве максимальной по возможностям редакции MOSS-2007. Например, на испытательных (trial) версиях, бесплатном MSS или на относительно дешёвой его «облачной» версии SharePoint Online.

Лично мне удалось всё это собрать по крупицам из источников, перечисленных в предыдущих заметках, а также на различных сайтах и блогах Microsoft, в том числе, конечно, TechNet [49], многочисленных персональных блогах и сообществах поклонников SharePoint [20, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57] и во многих других местах, например, в [58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66]. Напоминаю, что в этой серии используется сквозная единая нумерация источников.

Везде далее, если не указано иное, говоря о SharePoint, я буду иметь в виду целевую систему, инсталлированную системной администрацией сервера (или серверного хозяйства/server farm) на основе последней версии MOSS 2007 (в её самой развитой редакции). При этом считаем, что попутно установлены и все дополнительные продукты, входящими в семейство SharePoint и/или необходимые для её использования.

Шесть столпов SharePoint

Напомню, что SharePoint – это система, предназначенная для работы в компаниях и организациях. Здесь она призвана решать (или помогать решать) следующие задачи:

Основные задачи:
- Управление контентом (контент-менеджмент) во всём его разнообразии;
- Управление бизнес-процессами в части ведения план-графиков (workflow) их прохождения и подготовки, заполнения и использования различного рода формализованных документов (форм);
- Бизнес-разведка (Business Intelligence/BI) – сбор, упорядочение и отчётность по информации, находящейся в различных внешних и внутренних источниках, и необходимой для производственной деятельности.

Поддерживающие задачи:
- Поиск в оперативном режиме информации, хранящейся в различных электронных хранилищах, используемых компанией и/или во всех доступных внешних ресурсах;
- Сотрудничество, обеспечивающее эффективное взаимодействие работников компании между собой и с внешними партнёрами в процессе генерации производственной и/или проектной информации, её документального оформления и использования.

Концепция порталов. Сервисы, необходимые для решения всех перечисленных задач, так или иначе, предоставляются пользователям через иерархическую систему сайтов. Такой подход сам Microsoft определил как концепцию порталов и даже на первых порах включал слово «портал» в наименование продуктов линии SharePoint Portal Server, о которой я говорил в предыдущих заметках. Вся совокупность сайтов SharePoint в одной компании также именовалась порталом (целевым порталом).

В полном наименовании MOSS 2007 (далее просто – MOSS), как вы уже заметили, слово «портал» исчезло. В последних фирменных документах это слово тоже уже почти не встречается, однако, осталось во многих старых документах, вошедших в комплект документации на MOSS, и продолжает бродить по различным другим источникам, что зачастую вызывает недоразумения. Например, и у Microsoft [13], и в других местах [66] вы можете даже прочитать, что концепция порталов относится к шести столпам, на которых покоится SharePoint (пять других столпов – это перечисленные выше задачи).

На SharePoint можно посмотреть с разных сторон, «взобравшись» на любой из названных столпов. Это будет взгляд со стороны, прежде всего, конечного пользователя. Можно также посмотреть на этот продукт в целом, как его видит системный администратор и прикладной веб-программист, дорабатывающий систему под нужды своей компании или создающий различного рода расширения SharePoint.

В предварительном виде каждый такой «взгляд» может быть сформирован только после переработки массы материалов (почти, как сказал поэт, говоря о нахождении «граммов радия в тоннах руды»). Что касается окончательного взгляда, то придёт он к вам, конечно, только после практической работы с системой.

Начнём с того, к чему, мне кажется, сегодня наиболее подготовлен мой типовой читатель – посмотрим на SharePoint со «столпа», который Microsoft назвал сотрудничество. Другими слова, как я уже говорил [67], это Enterprise 2.0, или социально-сетевые сервисы Веб 2.0 в условиях бизнеса. Однако при этом нам, естественно, не обойтись и без понимания Microsoft’овской «концепции порталов» в её сегодняшней интерпретации.

Параллельно с изложением этого материала я делал некоторые дополнительные примечания по архитектуре SharePoint, многие из которых рассчитанные больше на программистов. Однако из-за того, что объём текста несколько распух, мне пришлось вынести эти примечания в приложение ко второй заметке данного раздела.

Начинаем структуризацию системы...

После того как администрация произвела инсталляцию необходимой конфигурации SharePoint на сервере вашей компании (автономном сервере или объединённом серверном хозяйстве), наступает очередь администраторов, работающих на клиентской стороне. Они и производят исходную структуризацию системы полученной в результате инсталляции.

После этого система SharePoint готова к употреблению, и на ней может начать работать конечный пользователь. И администраторы, и конечные пользователи при необходимости прибегают к помощи программистов, использующих возможности открытой платформы SharePoint. Существует множество вариантов инсталляции и последующей структуризации системы. Для упрощения мы будем рассматривать один из наиболее простых, он же чаще всего используемый вариант.

В терминологии SharePoint (вернее, ISS, на базе которого SharePoint работает) система, появившаяся на свет после инсталляции есть ничто иное как обычное веб-приложение (Web Application). Не путать с веб-приложениями, разрабатываемыми прикладными программистами для расширения базового SharePoint (опять родимые пятна терминологии, связанные с историей развития семейства!).

В нашем случае веб-приложение и представляет собой то, что раньше в SharePoint называли порталом. Будем и мы это называть по старинке порталом. Обычно, порталу присваивается доменное имя (и соответствующий IP-адрес) первого уровня, и он (портал) состоит из двух частей. Назовём эти части операционной, или основной, на которой конечные пользователи решают свои задачи, и административной (Central Administration), возможностями которой пользуются администраторы.

В исходном виде (после инсталляции) операционная часть – это не более чем заготовка, или если хотите, «заглушка». Чтобы портал решал свои основные задачи, сначала администраторы (на клиентской стороне), а затем конечные пользователи должны «оживить» его. Другими словами, они должны продолжить структуризацию, начатую системной администрацией.

Администраторы при этом работают на сайте Central Administration, а конечные пользователи на сайтах операционной части, которые в процессе структуризации друг за другом появляются.

Администраторы при структуризации делают две основные вещи. Остановимся пока на первой, когда они могут создать дополнительные веб-приложения (порталы) более нижнего уровня по отношению к исходному порталу (мы в этом случае будем его называть базовым порталом). При этом за каждый портал может отвечать отдельный администратор (администратор портала).

В отличие от базового портала, появившегося как продукт инсталляции, новые порталы уже не содержат административной части. Далее, если не оговаривается иное, под любым порталом мы будем понимать только его операционную (основную) часть.

Когда может возникнуть необходимость в многопортальной системе SharePoint? Ну, например, если мы имеем дело с большим холдингом, состоящим из несколько технологически мало зависимых друг от друга компаний, относящихся к разным отраслям. Вполне естественно выделить для каждой из таких компаний отдельный портал (подпортал), оставив базовому порталу, как правило, только представительскую функцию (он представляет холдинг, в целом, для его сотрудников и/или партнёров), навигационные функции (в том числе, навигацию по общесистемным сервисам, поиску, например) и, конечно, административные функции. Первые две функции реализуются на сайте, являющимся корневым сайтом системы SharePoint.

Любой вновь созданный портал может иметь имя (адрес) либо второго уровня по отношению к базовому порталу, либо независимые имена первого уровня. Например, мы можем иметь базовый портал http://MyHoldingPortal и порталы с именами типа http://MyCompany.MyHoldingPortal или http://MyCompanyPortal. (Здесь и далее все адреса сайтов SharePoint приведены только для примера. Не пытайтесь к ним обращаться!) Независимо от того, какого уровня имя (адрес) ему присвоено, такой портал при функционировании, фактически, никак не взаимодействует с базовым, т.е., является достаточно автономным.

В самом упрощённом варианте система содержит только один портал, созданный при инсталляции. Именно на такой упрощённый вариант использования SharePoint обычно идут в большинстве компаний, во всяком случае, относительно небольших. В однопортальной системе портал одновременно и полностью представляет как сам SharePoint, так и всю компанию, целиком отображая её на этот программный продукт. В дальнейшем о таком однопортальной SharePoint , в основном, мы и будем говорить, понимаю при этом, что почти всё сказанное про портал в однопортальной системе, легко переносится и на любой портал в её многопортальном варианте.

Завершаем структуризацию, или Ning за корпоративной стеной

В последнее время, представляя очередной ресурс Enterprise 2.0, часто сравнивают такой ресурс с одним из его известных аналогов, работающим в общедоступном Интернете. Самая большая нагрузка при этом, естественно, выпадает на Facebook. То там, то здесь появляются новые «Facebook’и для бизнеса». Воспользуюсь и я этим приёмом, но уже призвав на помощь Ning – известную многим «прозрачную» (white label) платформу [68], на которой пользователи создают свои собственные социально-сетевые ресурсы.

Так вот, портал SharePoint (или любой портал в многопортальной системе) чем-то напоминает Ning, помешённый за корпоративную стену. Точно также как и в Ning, пользователи SharePoint в любой момент могут строить на его платформе свои одностраничные или многостраничные сайты, определять их внешний вид, настраивать их на работу с необходимыми сервисами, решать вопрос, кто, когда и в качестве кого имеет право доступа к сайту. Однако на этом, пожалуй, сходство между двумя ресурсами и заканчивается.

Первое отличие - в SharePoint различаются два вида пользовательских сайтов (Site):

Персональные сайты (My Site – именно так Microsoft называет этот вид сайтов)
Кoллективный сайты (Team Site)

В этом плане разновидность сайтов SharePoint больше напоминает блоги в Живом Журнале или в Хабрахабр, но это всё-таки не блоги, а сайты в прямом смысле слова site– место (в нашем случае - рабочее место), где могут соседствовать различные типы социально-сетевых и других сервисов. Номенклатура сервисов каждого сайта определяет его владелец (Owner).

Второе отличие несёт более принципиальный характер - сайты в SharePoint имеют иерархическую организацию. Наиболее интересно эта особенность проявляется применительно к коллективным сайтам. Работая в некотором коллективном сайте, вы можете создать новый коллективный сайт, входящий непосредственно в этот сайт (сайт-родитель), или, вообще говоря, подключиться его к любому другому коллективному сайту.

В SharePoint выделяются, так называемые, коллекции сайтов (Site Collection) Это дерево сайтов. Формирования такого дерева начинается с корневого сайта. Этот сайт создаётся администратором коллекции. Говорят при этом, что администратор образует коллекцию сайтов, хотя, фактически, последующие сайты всех нижних уровней коллекции формируют уже авторизованные для этого конечные пользователи, отталкиваясь от существующих сайтой, и не используя при этом сайт Central Administration. Что касается администрации, то их участие в процессе структурирования образованием корневого сайта коллекции заканчивается.

Каждая коллекция сайтов, является довольно независимой группой. При этом персональный сайт (например, http://MyCompany/MySite ) рассматривается как частный случай коллекции сайтов, в которой все подсайты любого уровня (например, http://MyCompany/MySite/Computing) принадлежат единому владельцу соответствующего персонального сайта.

В системе (в каждом портале для многопортальной системы) может быть создана одна или несколько коллекций коллективных сайтов. О необходимом количестве таких коллекций решает администратор системы (портала).

Существует множество причин технического, организационного и технологического порядка, влияющих на такое решение. В частности, может оказаться целесообразным иметь отдельную коллекцию коллективных сайтов для каждого регионального филиала компании, например, с адресом http://MyCompany/MyRegion . Таким образом, общее количество коллекций в системе (портале) равняется сумме всех пользователей и хотя бы одной коллекции коллективных сайтов.

Обычно каждое структурное подразделение компании создаёт для себя собственный коллективный сайт (например, MyCompany/MyDepartment и MyCompany/MyDepartment/MyLab). Организация таких сайтов отражает структурную иерархию компании.

Кроме того, могут создаваться и более оперативные коллективные сайты, которые в SharePoint называются WorkSpace (служебная площадка). Служебная площадка создаётся на определённый (но, вообще говоря, ничем не ограниченный) промежуток времени, для решения некоторой текущей задачи: подготовка к совещанию (meeting), деятельность временной рабочей группы, обсуждение новой идее, разработка некоторого сложного документа или отдельного проекта (например, MyCompany/MyProject-1 и MyCompany/MyDepartment/MyProject-2), различного рода исследования, связанные с возникшими проблемами, совместное хранение общедоступных файлов и справочной документации и т.п.

В частности, служебные площадки могут создаваться неформальными группами, объединённые общими интересами (например, MyCompany/Internet и MyCompany/MyDepartment/Media/Social). Точно также как создаются сообщества в общедоступном Интернете.

В следующей заметке (подразделе) мы продолжим смотреть на SharePoint взглядом активного пользователя социально-сетевых ресурсов Веб 2.0. Рассмотрим некоторые особенности построения коллективных и персональных сайтов SharePoint, делающих их многофункциональными рабочими местами, ориентированными на работу с самым разнообразным «производственным» контентом.

User is offlineProfile CardPM
Go to the top of the page
+Quote Post

Reply to this topicStart new topic
1 User(s) are reading this topic (1 Guests and 0 Anonymous Users)
0 Members:

 



Lo-Fi Version Time is now: 18th January 2018 - 03:22 PM